Семь раз отмерь
Дмитрий Козлов рассказывает о «семерках» «Юнайтед» разных эпох.
В каждом командном виде спорта есть известные игровые номера. Каждый болельщик знает, кто выступал в «Чикаго» с числом 23 на спине и под каким номером играет Овечкин за «Кэпиталз». Но если Овечкин и Джордан прославили эти номера исключительно своей игрой, то в футболе, порой за одним игровым номером может скрываться целая история клуба, полная побед и традиций.
Безусловно, 7-й номер в «Манчестер Юнайтед» является самым знаменитым в футболе. Даже люди далекие от спорта знают, что Бекхэм и Роналду играли «под семёркой», хоть и не помнят за кого. И хотя эти двое – самые знаменитые обладатели счастливого номера, клуб помнит не менее значимых игроков, выходивших на поле «Театра мечты» с этой цифрой на спине: Джордж Бест, Брайан Робсон и Эрик Кантона навсегда стали частью истории «Манчестер Юнайтед», увековечив память о своей игре в сердцах болельщиков.
Долгое время казалось, что седьмой номер в стане «дьяволов» автоматом наделял любого игрока талантом и делал его обладателя без пяти минут легендой клуба и любимцем трибун. Однако с уходом сэра Алекса волшебство красной футболки с заветной цифрой потеряло былую силу. Анхель Ди Мария и Мемфис Депай стали одними из самых провальных трансферов последнего десятилетия. Даже, на первый взгляд, беспроигрышный вариант с возвращением Роналду оставил такое горькое послевкусие, что никакой клубникой не заешь. Но как же так вышло?
Давайте начнём по порядку. Джордж Бест сыграл за «Юнайтед» 470 матчей, из них под седьмым номером – только 141, включая его самую знаменитую игру в финале Кубка европейских чемпионов в 1968 году. А вот 246 матчей североирландец провёл под 11-м номером, под которым он позже выступал в MLS. Всё дело в том, что во времена Беста номера на футболках распределялись в зависимости от позиции на поле: правый полузащитник всегда играл под седьмым, а левый под одиннадцатым. Соответственно, сменив фланг, Бест сменил и игровой номер, но в историю вошел под старой доброй семёркой, с которой он выиграл Кубок европейских чемпионов и Золотой мяч.
С 1968 по 1975 под этим номером чаще можно было увидеть Вилли Моргана, но болельщики редко вспоминают неименитого шотландца. Как и Стива Коппела, который был «семёркой» до появления в клубе Брайана Робсона. «Капитан Марвел» пришёл в клуб вслед за Роном Аткинсоном из «Вест Бромвича» и прихватил 7-й игровой номер с собой. Технически, Брайан Робсон стал первым игроком, которому было принципиально играть под этим номером, считавшимся для него счастливым.
Позже, когда в девяностых годах травмы стали одолевать Робсона, его отсутствием в составе воспользовался Эрик Кантона, ставший любимчиком Фергюсона с первого дня. Будучи действительно командным игроком, Брайан уступил номер французу, который тоже считал «семерку»особенной для себя. Шотландский тренер не видел в этом никаких проблем. Для Сэра Алекса Робсон оставался скорее игроком из обоймы Аткинсона, поэтому он с легкостью перелистнул эту страницу и начал строить свой чемпионский «Манчестер Юнайтед» вокруг новой семёрки.
Можно сказать, что именно Король Эрик сделал 7-й номер великим. Во-первых, обычно нападающие предпочитают номера с 9 по 11. Во-вторых, в образе эксцентричного француза было что-то мистическое, что наделяло каждый его жест, каждое его слово каким-то волшебством. «Я не человек, я – Кантона» – говорил новый король Стратфорд-Энда, и мы ему охотно верили. Футболка с «семёркой» на спине и традиционно поднятым воротничком стала настоящим символом «Великой французской революции» в Манчестере.
И Сэр Алекс не был бы собой, если бы не воспользовался этим козырем. Когда в команде появились молодые Дэвид Бекхэм и затем Криштиану Роналду, седьмой номер стал одним из инструментов мотивации перспективного молодняка. Хотя в автобиографии Рой Кин рассказывал, как после ухода Кантона Фергюсон настаивал, чтобы он забрал седьмой номер себе. «Я знаю, что Бекс, бл***, мечтает об этом номере, но я не хочу, чтобы он его получил», – настаивал шотландец, однако Кин пожелал оставить свой 16-й номер и по привычке не согласился с тренером. Фергюсон не хотел усиливать личный бренд Бекхэма и подливать масла в огонь его эго. Но в команду пришёл Тедди Шерингем, попросивший «десятку», под которой тогда играл Бекс, и Фергюсону пришлось перетасовать игровые номера.
Возможно, этот момент и предопределил всю дальнейшую карьеру звездного англичанина, который превратил «семерку» в свой личный бренд и провел под этим номером под сотню матчей за сборную Англии.
Роналду же, наоборот, не хотел сразу брать на себя дополнительные обязательства. Ожидая сохранить свой старый номер 28 из «Спортинга», португалец был ошеломлён, когда Сэр Алекс настоял на номере 7. Это тоже была одна из уловок гениального шотландца. Подтолкнуть 18-летнего Криштиану к прогрессу, взвалив на него дополнительную ответственность, было таким же способом направить талант в нужное русло, как и попытка уберечь молодого Бекхэма от губительного звёздного статуса.
Таким образом, Роналду оказался последним игроком, для которого 7-й номер сослужил хорошую службу. Следующей «семёркой» Фергюсона стал Майкл Оуэн: ему дали этот номер для, чтобы подразнить ненавистный шотландцу «Ливерпуль». Но кроме победного гола на 97-й минуте дерби и хет-трика в ворота «Вольфсбурга» английский форвард ничем не запомнился, а после его ухода заветную «семёрку» решил «примерить» Антонио Валенсия.
Эквадорец получил приз имени Сэра Мэтта Басби как лучший игрок команды в сезоне 2011/2012 и решил попытать счастье с легендарным седьмым номером на спине – постоять в одном ряду с легендами клуба. Но, к сожалению, сезон 2012/2013 стал одним из слабейших сезонов Валенсии в «Юнайтед». Травма спины не давала полноценно включиться в игру, и пропустив половину матчей, Антонио решил вернуть себе 25-й номер.
В постфергюсоновскую эпоху поиски новой «семёрки», которая по мановению волшебной палочки должна была вернуть клуб на вершину, продолжались. И если трансфер Ди Марии выглядел логичным – всё-таки приобретался один из ведущих игроков мадридского «Реала», – то последующая передача седьмого номера Мемфису Депаю сыграла на ностальгических чувствах фанатов. Снова молодой вингер, снова большие перспективы. Однако звёздный статус и завышенные ожидания сыграли скорее против голландца. Вспоминается ситуация с Бекхэмом, когда Сэр Алекс пытался оградить молодого игрока, склонного к «звёздной болезни». Однако различие между английской и нидерландской «семёркой» заключалось в том, что Бекс не забывал доказывать свой уровень на поле, а вот у Мемфиса с этим были серьёзные проблемы.
Наверное, после этого клуб решил перестать относиться к игровым номерам, как к сакральной традиции. Незадолго до Депая Аднан Янузай также пытался оправдать получение культового номера: на этот раз число 11 со спины Райана Гиггза, и так же безрезультатно. Поэтому, когда седьмой номер получил Алексис Санчес, болельщики уже не акцентировали на этом внимание. Как и в истории с Эдинсоном Кавани. В обоих случаях, это футболисты, о которых будут вспоминать в первую очередь по выступлениям за другой клуб.
Мейсон Маунт – новый 7-й номер «Манчестер Юнайтед». Он был дан полузащитнику довольно буднично, без особенных церемоний. И для сегодняшнего «Юнайтед» это абсолютно правильное решение. Клуб начал осознавать, что «не номер красит человека, а человек номер». Только особенный игрок может правильно воспользоваться статусом новой «семёрки Манчестер Юнайтед», а Маунт – скорее качественное усиление полузащиты, но никак не будущий обладатель «Золотого мяча». Поэтому раздувать шумиху вокруг номера, как делали это раньше, не стали.
Намного интереснее, что Эрик Тен Хаг решил не давать 7-й номер Алехандро Гарначо, который недвусмысленно намекал на это в своих соцсетях. Да и 49-й игровой номер у твёрдого игрока основного состава выглядит странно. Но как говорится: «Большая сила накладывает большую ответственность», и тренер решил подостудить пыл молодого аргентинца, который, может быть, еще не готов к такому большому шагу в карьере.
Подводя итог, можно заметить, что в истории клуба седьмой номер был как благословением, так и проклятием. Великий Сэр Алекс научился использовать магию «семёрки» в интересах клуба, награждая ей талант и оберегая талантов от неё. Брайан Робсон, Эрик Кантона, Дэвид Бекхэм и Криштиану Роналду сыграли большинство своих матчей под седьмым номером при Фергюсоне. Именно шотландец создал эту историю, и с его уходом ушла магия легендарной цифры 7 на красной футболке с дьяволом на груди.
Комментарии