!DESKTOP_VERSION!
Umbro и «Юнайтед». Стиль, отточенный годами

Umbro и «Юнайтед». Стиль, отточенный годами

Дмитрий Козлов вспоминает, во что были одеты «дьяволы» в своё самое успешное время.

Наблюдая каждое лето за парадом новых футбольных форм, выпускаемых техническими спонсорами, поневоле взгрустнешь. Adidas и Nike чаще всего одевают команды в экипировку с шаблонным дизайном, изменяя только расцветку в попытке выдать это за новаторскую идею с налетом клубной истории. В то же время, если удается каким-то образом заполучить желанную футболку, поражаешься, насколько дешевым ощущается материал, из которого она сделана. При этом производители экипировки не стесняются «заряжать» по 100 евро за фанатскую версию формы, которая часто является раскрашенным вариантом базовой футболки стоимостью в 25 евро на сайте производителя.

Однако так было не всегда. В 1992 году «Манчестер Юнайтед» заключил контракт с британской компанией Umbro на 4 года, впоследствии продлив сделку еще на 6 лет. Эти 10 лет можно смело считать самыми успешными в истории клуба. Футболки тех лет стали одними из самых любимых среди болельщиков и самых ценных среди коллекционеров, перебивая порой даже более старые модели от Adidas. Так в чем же секрет такого успеха?

Во-первых, Umbro был смелее конкурентов и не боялся смелых дизайнов. Например, в свой первый сезон они ворвались с зелено-золотой формой и вот такой презентацией, отсылающей к «Ньютон Хит»:

Даже сейчас подобную презентацию трудно представить. Игроки на современных фотографиях пытаются выглядеть стильно, продавая футбольную форму как часть стиля кэжуал, исправно заправляя футболку в офисные брюки, как будто вторым уроком по расписанию у них физкультура.

Конечно, были и неудачные эксперименты. Знаменитая история с серой формой, которая взбесила Фергюсона, потребовавшего переодеть ее в перерыве.

Но даже эта провальная по всем параметрам форма сейчас довольно высоко котируется среди ценителей.

Во-вторых, ни одна промокампания так не продаст ваш товар, как яркий игрок и хорошая история. В этом плане Umbro и Эрик Кантона были как будто созданы друг для друга. Ходят слухи, что в компании очень хотели угодить французу и специально выпускали формы с воротником, который стал символом Эрика – своеобразной короной для «Короля». Доходило даже до того, что в 1996 году «Юнайтед» отказался от формы, которую технический спонсор прислал на рассмотрение, потому что на ней не было воротника.

Еще одной легендарной формой «красных дьяволов» стала выездная сезона 1994-1995. Несмотря на отсутствие трофеев (кроме Суперкубка), Кантона смог на ровном месте создать историю, которая «прославила» эту футболку настолько, что официальный сайт «Юнайтед» до сих пор продает ее реплики. Речь, конечно же, о стычке с болельщиком.

Другой большой личностью безусловно является Петер Шмейхель. 90-е годы были порой безумных дизайнов вратарских свитеров, и Umbro был одним из законодателей моды.

Использование различных паттернов и рисунков стало возможно благодаря новым техпроцессам, появившимся в 90-х. Umbro стал активно использовать эти технологии, нанося на футболки целый стадион.

По слухам, делалось это в целях борьбы с контрафактом – подделка сразу бросалась в глаза.

В-третьих, Umbro не всегда следовал классическим канонам вроде «домашняя форма – красная, выездная форма – белая, третья форма – черная или синяя». Например, в сезонах 1997/1998 и 1998/1999 у «Манчестер Юнайтед» было по 2 домашних формы: одна – для внутренних турниров, другая – для Лиги Чемпионов. Дельцы из Umbro как будто что-то знали, ведь в сезоне 1998/1999 «красные дьяволы» выиграют требл и прославят обе красные формы (тем самым увеличив продажи каждой).

И если этот хитрый маневр нанес урон кошелькам осчастливленных болельщиков, то через 2 года английский производитель сделает красивый жест, достойно попрощавшись с клубом в последний год сотрудничества. В сезоне 2001/2002 «Манчестер Юнайтед» отмечал 100 лет со дня своего перерождения из гусеницы «Ньютон Хит». В честь этого Umbro выпустил двустороннюю футболку – белая сторона была выездной формой, а золотая изнанка использовалась как третий комплект. 

Примечательно, что версия формы для игроков была односторонней. По сути Umbro продавал две футболки по цене одной. Удвоило ли это продажи – история умалчивает.

В 2000 году Nike подписал с «Манчестер Юнайтед» рекордный контракт, вступивший в силу с сезона 2002/2003. А в 2007 году Nike купил и сам Umbro. На смену тяжеловесным футболкам английского производителя пришли легкие дышащие формы, в первые годы изготавливаемые по одинаковому шаблону для клубов и сборных.

Конечно, любому болельщику всего ценнее воспоминания, которые форма вызывает: поднятый воротничок Эрика Кантона, пестрый вратарский свитер Шмейхеля или мешковатые футболки с длинным рукавом молодого Бекса. Доставая подобный артефакт из шкафа, вы будто переноситесь во времена, когда трава была зеленее, волос на голове было больше, а у «Юнайтед» были шансы в Лиге чемпионов. Шикарный дизайн способен сегодня сделать форму популярной, но, как показывает история, самые памятные футболки стали таковыми не из-за дизайна, а из-за эмоций, которые они вызывают до сих пор. Для многих рыночная китайская реплика с дьяволом слева на груди и ромбом справа стала первой формой, которая была гордо надета во двор, в школу, на футбольное поле. И в каком-то смысле Umbro стал историей не только «Манчестер Юнайтед», но и нас самих.

Автор
Дмитрий Козлов
Редактура
Семён Недорезов, Рустам Ишмурзин
AdidasUmbroNikeЭрик КантонаДэвид Бекхэмсэр Алекс ФергюсонНашиАвторы

Другие материалы

Комментарии

Добавить комментарий

Наверх